Античные ОИ: коррупция, скандалы, договорянки и дисквалификации

Олимпийские игры традиционно считаются пиком карьеры для атлетов во многих видах спорта, но в последнее время эти соревнования омрачаются судейским произволом, допинговыми скандалами и безжалостными дисквалификациями. Мы решили обратиться к опыту Античных Олимпийских игр и поняли, что в Элладе происходило, в общем-то, то же самое.

Античные ОИ: коррупция, скандалы, договорянки и дисквалификации
Photo by Milos Bicanski/Getty Images

От Геракла до Нерона

9

Photo by Hulton Archive/Getty Images

В 67 году состоялись внеочередные Олимпийские игры. Их перенос был связан с нижайшей просьбой актера, певца, поэта и несостоявшегося пожарного Луция Домиция Агенобарба, более известного в качестве римского императора Нерона. Естественно, Нерон выиграл все виды состязаний, в которых участвовал, а участвовал он абсолютно везде, даже в соревнованиях трубачей и герольдов. Существует точка зрения, что пение и декларирование стихов включили как отдельную дисциплину ОИ только ради Нерона, но это не так — певцы, писатели и поэты стали частью олимпийского движения еще в 396 г. до н.э. Римский император первенствовал и в традиционно самом популярном виде Игр, гонках колесниц, хотя упал на поворотном столбе, получил травму и так не добрался до финиша.  

Нерона провозгласили самым успешным олимпиоником за всю историю и наградили 1808 (нет, это не опечатка) оливковыми венками. Через год 30-летний император, объявленный Сенатом врагом народа и приговоренный к публичной казни, с помощью секретаря Эпафродита перерезал себе горло, а в Олимпии сделали все, дабы забыть позорные Игры 67 года. Ведь они продемонстрировали грустную очевидность: при должной сноровке, подкрепленной финансовым благополучием, купить можно что угодно, даже оливковый венок победителя.  

Олимпийские игры являлись важнейшим событием для эллинов. Согласно мифологии, их придумал Геракл, а регулярно соревнования атлетов начали проводиться с совместной подачи двух полулегендарных личностей, спартанского законодателя Ликурга и элидского царя Ифита. Древние источники утверждают, что ОИ проводятся с 884 г. до н.э., но первой официальной античной Олимпиадой считаются Игры 776 г. до н.э., когда Кореб из Элиды победил в единственном виде первенства, беге на стадию (192 м). 

Игры проводились в Олимпии, одном из крупнейших святилищ Древней Греции, и участвовать в них могли только полноправные эллины (позже и римляне, как новые хозяева земли). На Игры собирались представители всех полисов, на время Олимпиад прекращались войны, торговцы привозили товар со всей Греции, а пифия, жрица-прорицательница Дельфийского оракула, каждые четыре года переживала нашествие атлетов, робко стремившихся узнать свое спортивное будущее. К V в до н.э., расцвету античных ОИ, Олимпийский стадион вмещал 40 тысяч зрителей, но одновременно с этим коммерциализация и коррупция настолько захлестнули священное олимпийское движение, что древнегреческий писатель и географ Павсаний в своем magnum opus «Описание Эллады» презрительно называл Игры «не священными».   

Вековая бойня за Олимпию

9

Photo by Stuart Franklin/Getty Images

Как мы уже знаем, Олимпия находилась в землях Элиды — соответственно, Олимпийские игры служили для элейцев источником непрекращающегося и очень значительного дохода. Однако ранее Олимпия относилась к полису Писа (от Олимпии до Писы всего-то 4 км), который Элида захватила в IX в до н.э. Недовольные этим обстоятельством писаты мечтали вернуть себе контроль над Олимпией, и такой случай представился после битвы при Гисиях, когда войска Аргоса победили спартанцев, и по сути установили гегемонию на Пелопоннесе. 

Спарта перестала оказывать влияние на Пелопоннес, в том числе и на Олимпию. Фидон, царь Аргоса, вторгся в святилище спорта и развязал первый в истории олимпийский конфликт, изгнав из города всех элейцев. Фидон сам провел Игры, мотивировав свой поступок тем, что он потомок легендарного аргосского царя Темена из рода Гераклидов, а следовательно, имеет определенные преференции в олимпийском движении, ибо ОИ основал Геракл. 

После он передал управление как Играми, так и Олимпией в руки писатов.

Взбешенная Элида заключила симмахию (военный союз) со Спартой, и спустя почти век после описанных событий мощная спартанская армия полностью опустошила земли Писы, разрушила города, обратила местных жителей в рабство и отбила Олимпию. Спартанцы юридически обосновали свое завоевание следующим образом: возможно, Фидон и являлся каким-то там потомком Темена, но этого никто точно не знает, зато всей Элладе хорошо известно, что в Спарте два царя, и оба царских рода, Агиады и Еврипонтиды, ведут свое начало от самого Геракла, следовательно именно спартиаты и никто другой, должны курировать Олимпийские Игры, а если найдутся те, кто не согласен с данным утверждением, то их всегда готовы внимательно выслушать в Спарте. 

Желающих отправиться в Спарту на оживленную дискуссию не обнаружилось. Элида вернула управление Играми и вошла в Пелопонесский союз, альянс полисов под протекторатом Спарты. 

Система штрафов и наказаний

9

Photo by Milos Bicanski/Getty Images

Античный писатель Флавий Филострат II, известный также как Филострат Старший или Филострат Афинский, жаловался, что все важные институты Эллады насквозь коррумпированы — за исключением Олимпиады. Но если бы доблестный работник пера побывал в Олимпии (а работал он при дворе римской императрицы Юлии Домны), то увидел шестнадцать огромных бронзовых статуй Зевса, возведенных на штрафы. Первый олимпийский штраф заплатил кулачный боец Евполид: в IV веке до н.э. он, получив определенные суммы от правителей Фессалии, которую и представлял на Играх, подкупил трех своих соперников и забрал оливковую ветвь. Но потом обман вскрылся: соперники заявили, что Евполид, предлагая взятку, просил их не особо выкладываться на арене. Судьи установили определенный размер штрафа «в пользу богов» (считалось, что атлет в первую очередь оскорбляет именно их), причем, он был столь огромен, что средства снова собирали правители Фессалии. На эти деньги и установили первую штрафную статую Зевса с сентенцией, гласящей, что победу приносят быстрые ноги и сильные мышцы, а не драхмы.      

Это был лишь первый известный случай подкупа противников. 

В 332 г до н.э. афинянин Калипп, участвовавший в соревнованиях по пентатлону (пятиборье, включавшее в себя бег на стадию, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу), прибег к подкупу других атлетов. Судьи приговорили его к порке и штрафу в пользу богов, но денег у Калиппа не нашлось, следовательно, должен был заплатить полис, который он представлял — Афины. 

Афины попытались выйти из ситуации крайне нетривиальным способом, отправив в Олимпию искусного оратора, но и тот не сумел переубедить судей отменить наказание. Тогда полис отказались платить штраф: это был первый подобный случай в истории Олимпиады. Олимпийский комитет, в который входили царская семья Элиды и спортивные судьи элланодики, выписал Афинам четырехлетнюю дисквалификацию, но город уже пошел на принцип, по-прежнему отказываясь платить.       

Тогда олимпийский комитет подал в арбитраж, прибегнув к последней инстанции, решение которой никто в Элладе не осмеливался оспорить даже под страхом самой смерти: спортивная делегация из Олимпии отправилась к Дельфийскому оракулу. 

На склоне горы Парнас в храме Аполлона в Дельфах, пифия, вдыхая одуряющие пары Кастальского источника, произнесла страшные слова: отказом выплатить штраф афиняне оскорбили богов, поэтому отныне они отлучены от Дельфийского оракула. Наказание являлось настолько серьезным, что грозило Афинам массовым бунтом: и полис сразу же выплатил штраф за Калиппа. 

Мрачные судьбы олимпиоников

9

Photo by Stuart Franklin/Getty Images

Олимпионики считались героями. В большинстве своем они являлись профессиональными спортсменами, имели массу спонсоров, известность и славу. В городах, которые они представляли на Играх, их освобождали от налогов, они быстро поднимались по социальной лестнице, им, в конце концов, устанавливали статуи. 

Они считались не просто победителями Игр, а избранниками богов. 

Но, конечно, на самом деле они были просто людьми со своими слабостями. 

Людьми, которые зачастую не проходили экзамен огнем, водой и медными трубами. Людьми, которых не только почитали, но которым и завидовали.  

В 640 г до н.э. афинянин Килон победил в двойном беге на Олимпийских играх, и при возвращении в город все жители мечтали к нему прикоснуться, потому что его статус олимпионика предполагал, что Килон отмечен милостью богов. Увидев любовь толпы, Килон вознамерился стать тираном и занял Акрополь с сотней сторонников, но вопреки его чаяниям, народ не пошел за олимпиоником. 

Совсем даже наоборот: афинское войско осадило Акрополь. Сам Килон успел сбежать, а его сторонники закрылись в храме, куда афиняне не рисковали войти: согласно нормам сакрального права, никто не может увести из храма лицо, ищущее спасение у бога или алтаря. 

Постепенно сторонники Килона ослабли от голода и жажды, а архонт (высшее должностное лицо в полисе) обещал им безопасность и справедливый суд. Тогда из храма вышли восемьдесят человек — чтобы сохранять связь с божеством, а значит, и собственную неприкосновенность, они привязали к статуе Афины веревку и все вместе за нее держались. Плутарх сообщает, что веревка вскоре развязалась, и афиняне, посчитав, что мятежники больше не находятся под защитой божества, всех их перебили. 

В 492 г до н.э. в Олимпиаде участвовал легендарный боец Клеомед, представлявший остров Астипалея. Во время кулачного боя он убил своего соперника (Плутарх указывает, как именно: пробил грудину и вырвал легкие), вследствие чего элланодики приговорили его к штрафу в четыре таланта. Боец сошел с ума и вернувшись на Астипалею, обрушил колонну школы, в которой занимались 60 мальчиков. Детвора оказалась погребенной под крышей, а горожане вышли на улицы, чтобы забить Клеомеда камнями. Тогда он бежал в храм Афины, используя право убежища и ища спасения у алтаря. Удивительно, но через несколько дней астипалейцы обнаружили храм пустым. Они обратились за помощью к Дельфийскому оракулу, и пифия объяснила, как обстоят дела: назвала Клеомеда последним из героев, дополнительно обозначив, что «он уже не один из смертных». 

Леониду Родосскому установили статую с надписью «Он бегал как бог». И это вряд ли можно назвать преувеличением: Леонид считался лучшим спринтером античности, побеждая в беге, двойном беге и гоплитодроме (беге в тяжелом снаряжении гоплита). Леонид Родосский являлся четырехкратным триастом, то есть, победителем в трех дисциплинах, и самым титулованным олимпиоником античности — всего у него было 12 оливковых венков, соответствующие сегодняшним 12 золотым медалям. 

Это невероятное достижение будет побито только через 2 168 лет Майклом Фелпсом. О Леониде не сохранилось достоверных биографических сведений, но некоторые античные авторы утверждают, что он был убит по приказу олигархов Родоса по причине своей зашкаливающей популярности в народе: местные правители опасались, что однажды спортсмен станет политиком и пошатнет их позиции. 

Неудивительно, что под суровыми слепками античных масок мы различаем те же побуждения и те же поступки, которые уж слишком хорошо нам знакомы.

Время изменилось, но люди остались прежними — равно, как и их неиссякаемый набор пороков. 

Продолжение следует...

logo
Приветственный бонусдо 16 000 ₽
ЗАБРАТЬ БОНУС
BK icon
Читайте также
Все новости

Сетевое издание «Евроставка» (Учредитель - ООО «Евроставка»).
Главный редактор - Акманцев М.А.
Свидетельство о регистрации СМИ № ЭЛ № ФС 77 - 79344. Выдано Роскомнадзором 09 октября 2020 года.

©2024 Eurostavka
Designed by Flatstudio