Экс-главный тренер считает, что перенос чемпионата Европы на год сказался на результате.
Бывший главный тренер сборной России Станислав Черчесов, в настоящее время возглавляющий венгерский «Ференцварош», рассказал об отношении к выступлению российской команды на Евро-2020.
– Можно ли было сыграть с Бельгией и Данией лучше, не потерпеть два крупных поражения?
– Можно. Но мы делали то, что видели. Своими же глазами смотрели, своими ушами слушали. Плохо, что проиграли и не вышли из группы? Плохо. Мы спортсмены, всегда хотим выигрывать. Но проиграли хорошим командам, которые можно изучать до мельчайших деталей. Иной раз это сработает, однако чаще – нет. Потому что есть такое слово – «мастерство».
С той же Данией мы два своих момента в первом тайме не использовали, а сами пропустили «воскресный удар», как такие редкие голы называют в Германии. И 0:1 горим, и играем против команды, с которой нельзя раскрываться. Но большими силами бежим отыгрываться, с определенного момента у нас другого выхода нет. И получаем 1:4.
– Сейчас многие соглашаются с тем, что перенос Евро на год сбил нашу сборную с ритма. Ресурс прежнего состава к 2021 году исчерпался, а новую команду создать не успели.
– Я еще тогда это понял и сказал. На Евро у нас было десять человек возраста 22 года и младше. Мы начали перестройку, и это был наш тренерский риск. Но до сих пор считаю, что этот риск был оправдан.
– Времени не хватило?
– Может – времени, а может – тренерского умения. Это наша работа. Хотя повторяю: если бы с нами в группе были изначально равные команды и мы сыграли неудачно – это один разговор. Но когда соперники объективно сильнее, то для положительного результата нужны и удача, и опыт. У нас не оказалось ни того ни другого.
Станислав Черчесов
Кроме того, Черчесов оценил перспективы Артема Дзюбы и Дениса Черышева после переходов соответственно в «Адану Демирспор» и «Венецию».
– Два ваших героя ЧМ-2018 недавно сменили клубы. Как оцениваете переходы Артема Дзюбы в «Адану Демирспор» и Дениса Черышева в «Венецию»? Не слишком ли скромный клуб для Дзюбы?
– Нет-нет. Во-первых, турецкий чемпионат – очень интересный. Мы следили за ним, когда Федор Кудряшов там оказался, часто ездили и смотрели. А «Адана» – хороший, стабильный клуб, пусть пока и без такого имени, как «Галатасарай», «Бешикташ» или «Фенербахче». Это мы знаем Дзюбу с 15 лет, а там хоть и имеют о нем представление, но, чтобы попасть в топ-клуб, надо сначала проявить себя в какой-то промежуточной команде. Рад, что он начал с гола, но дальнейшие события показывают, что там абсолютно другая конкуренция, другая среда. И независимо от того, что было раньше, нужно заново бороться за свое место под солнцем.
Черышев, как и Дзюба, нашел клуб в конце трансферного окна, а до того долго не тренировался с командой. Все нужно делать вовремя, но иногда не получается. Та же «Венеция» сформировала и наиграла состав, а сам Денис пока находится не в тех кондициях, чтобы в него ворваться. Должно пройти определенное время – кстати, это и Артема касается, – чтобы набрать форму, влиться в коллектив и попасть в состав.
Это когда ты с первого дня на сборах – можешь планомерно готовиться, проявлять себя, играть товарищеские матчи. Мы сейчас тоже взяли из загребского «Динамо» Гояка, хорошего игрока сборной Боснии. Мы видим, что это квалифицированный футболист, но пока он только выходит на замену, поскольку у нас устоявшаяся команда и ему надо туда попасть.
– В прошлом году мы общались с Черышевым в Валенсии, он с большим уважением о вас отзывался. При этом, когда я спросил, объясняли ли вы ему причину обратной замены с Бельгией на Евро, он сказал «нет» – заметив, что это ваше абсолютное право. Почему вы не объяснили? Это же болезненный момент для любого футболиста.
– Если бы было что-то, что требует объяснения, и я это чувствовал – то объяснил бы. Но мы видели, что сам Денис понимал: никакого негатива с нашей стороны нет, это рабочий момент. В «Ференцвароше» мы тоже одного игрока поменяли за три минуты до конца, потому что надо было сделать тактическую замену. На 65-й выпустили и на 89-й заменили. Тренеру надо принимать решения. Ты смотришь общую картину и думаешь, что надо сделать, чтобы достичь результата. Во время игры тренер должен работать, а не быть болельщиком, сопереживающим игроку и его чувствам.
– Вы пожелали Александру Кокорину перезапустить карьеру в кипрском «Арисе» и перейти в более сильную лигу. Считаете, это еще возможно?
– Абсолютно! Возможно все, потому что у Кокорина отличная генетика. Кто-то уже в 26 стареет, а кто-то и в 40 играет. Скорость он не потерял, склонности к лишнему весу нет, мышцы – рабочие, а играть он всегда умел. И хорошо, что попал к Алексею Шпилевскому. Этого тренера знаю, общался с ним, когда он еще в «Кайрате» был. Главное, чтобы Саша почувствовал там реальный вкус игры, которого ему не хватало в последние годы.
– Не много ли времени без футбола для него миновало?
– Ему не 40 лет. Какие он сам будет ставить цели, как акценты расставлять – так и получится. Желаю ему удачи.
(Фото: официальный сайт «Ференцвароша»)