«Дринкуотер – сбитый летчик. И Диего Коста». Агент – о переходах ЦСКА, «Динамо», Классене и аферах

Никита Семенюк раскрывает инсайды о трансферах топ-клубов РПЛ и называет главные проблемы русских клубов.

«Дринкуотер – сбитый летчик. И Диего Коста». Агент – о переходах ЦСКА, «Динамо», Классене и аферах
Никита Семенюк

Никита Семенюк – спортивный директор в агентстве Алексея Сафонова SA-Аgency. Никита попал в футбольную тусовку благодаря курсам скаутинга и аналитики два года назад. Он родом из Улан-Удэ, играл в футбол на позиции центрального защитника, выступал за сборную Бурятии 1991 года.

В агентстве Сафонова Семенюк сначала занимался международными трансферами, а затем переключился на внутренние сделки в РПЛ, Первой и Второй лигах.

В конце 2021 года Никита через соцсети познакомился с Андреем Окладниковым из «Енисея» и привел его в агентство Сафонова. Семенюк заметил Окладникова до шумного перфоманса «Енисея» против «Локо» и Рубина» в Кубке России – за оба матча Андрей забил три мяча.

В большом интервью Анару Ибрагимову Никита Семенюк объясняет: 

  • как сорвались переходы Томаса Аларкона из «Кадиса» в ЦСКА, а Паулиньо – в «Динамо»;
  • зачем нужно следить за Андреем Окладниковым из «Енисея»;
  • как помог Леону Классену сделать русский паспорт;
  • в чем главные проблемы игроков, менеджеров и клубов России.

– Ты стал спортдиром агентства после футбольных курсов. Твое первое серьезное задание?

– Меня познакомили с Алексеем Николаевичем Сафоновым. Я прилетел в Москву к нему на встречу. Он задал вопрос: «Краснодар» ищет центрального защитника – что думаешь? Какого бы интересного иностранца посоветовал по соотношению цена/качество доступного по российским меркам?» 

Первый, о ком я подумал, – Маркос Сенеси из «Фейенорда». Как раз ЦСКА играл с нидерландцами в Лиге Европы. Пришла мысль: «О, точно! Команду тренирует Адвокат. Попробуем поговорить и уточнить, сколько его трансферная стоимость». 

Николаич тогда оценил, что я предложил интересного футболиста. После этого пошло общение. В течение шести-семи месяцев я делал все удаленно из Сочи, раза два приезжал в Москву, позже переехал сюда на постоянку. 

– Чем закончилась история с Сенеси?

– Знакомый Николаича пообщался с Диком. Он ответил, что у Сенеси есть предложения из Италии и Испании. 25 миллионов евро для «Краснодара» – неподъемные деньги. Знаю, что Николаич разговаривал с Хашигом (гендир «Краснодара» – прим.). Это было очень дорого.

– В чем сложность работа с европейцами?

– Очень сложно добиться общения напрямую. Агент игрока, сам игрок, клуб и ты – в эту цепочку вкрадываются еще как минимум один-два человека. Информация, как через сломанный телефон, доходит некорректно. Плюс проблемы с языковым барьером и восприятием информацией. 

Этой зимой в ЦСКА предлагали чилийца Томаса Аларкона из «Кадиса». Сильный опорный полузащитник, как раз такого уровня как нужен был клубу. У него шикарная пресса в Испании: Аларкон был одним из лучших по пробегу – 12-14 км за игру. Это сумасшедшие цифры – у человека реально два сердца. И он в плане функционала и скиллов, как Лассана Диарра.

ЦСКА очень хотел Аларкона. У него чилийский агент, а мы работали через английского посредника. Мы уже обо всем договорились. ЦСКА выслал предложение в «Кадис» с цифрами. А от «Кадиса» пришел ответ: «Игрок не продается». Мы были очень удивлены. 

Оказалось, что в «Кадисе» сказали агенту игрока: «Трансферное окно закрылось. Мы остаемся без опорного полузащитника. Летом мы готовы отдать игрока. Но не сейчас. Наша задача остаться в Ла Лиге». 

Оказалось так: чилийский агент подумал, если придет конкретное предложение на бумаге, то «Кадис» отпустит футболиста. Хотя ему сказали, что игрок не продается. Агент просто решил сыграть на этом: давайте предложение, а там посмотрим. Это был провал, после которого немножечко стыдно.

Мы перед ЦСКА выглядели в дурном свете. Приношу свои личные извинения и [главе скаутов Андрею] Мовсесьяну, и [гендиру Роману] Бабаеву, но вышло как вышло. 

Никита Семенюк

Никита Семенюк

– ЦСКА точно отправил бумагу?

– Да, конечно. 

– Какие условия?

– Это была аренда с правом выкупа за три миллиона евро. И аренда стоила полмиллиона. К сожалению, не получилось. Так как наши иностранные партнеры были не совсем честны, после этого мы охладили с ними отношения. Так на российском рынке нельзя. Если бы нам честно сказали, мы бы детально проработали эту сделку на лето.

– А почему сейчас не возвращаетесь к ней?

– Теперь мне некорректно обращаться к ЦСКА по этому футболисту вновь. В клубе чилиец нравился всем.

– Случайно не ваш английский партнер предлагал в ЦСКА Бентеке и Дринкуотера?

– По Бентеке, честно, не знаю. Дринкуотера предлагало агентство Ли. Было бы интересно посмотреть на Дэнни в российской Премьер-лиге. 

По Дринкуотеру тогда сказали, что он сбитый летчик. То же самое по Диего Косте. Мы его предлагали в ЦСКА, «Динамо», «Спартак», «Локомотив», «Зенит» и «Краснодар». Везде.

– Какая главная проблема игроков в нашем футболе? 

– Психология и отсутствие должной мотивации. 

– А у функционеров?

– На мой взгляд, очень много футбольных и нефутбольных вопросов решается в кабинете, а не на поле. 

Футбол – очень иррациональная вещь: сегодня ты можешь быть тренером Второй лиги, а через год тренируешь вторую команду чемпионата России, как это произошло с Гараниным. Я не умаляю его заслуг и личностных качеств как специалиста. Такие взлеты возможны, но возможны и такие же падения. 

У футболистов такое может быть: попадание в струю и приход к наивысшему знаменателю. Как это происходит с Андреем Окладниковым. Он год назад играл в мини-футбол за команду своего университета в Красноярском крае, имел предложение от московской мини-футбольной команды на профессиональный контракт, но выбрал путь через вторую лигу, а именно «Енисей-2». 

Окладников сделал качественный рывок от «Енисея-2» до основы, где в Кубке огорчил «Локомотив», похоронил «Рубин». К сожалению, [в матче Кубка России] со «Спартаком» ничего не вышло. На мой взгляд, команда была в функциональной и, может быть, психологической яме. После полуторамесячного сумасшедшего отрезка «Енисей» просто потерял в движении. Это сказалось на результате. 

– Как в агентстве видят развитие его карьеры?

– Я считаю, что Андрей – игрок российской Премьер-лиги. Нападающий – зависимая позиция. То, как работал механизм «Енисея», огромное спасибо нужно сказать Саше Зотову. Это футболист с качественным первым и последним пасом. Очень много было передач [Зотова], с которых Андрей забивал. 

Некоторые руководители клубов Премьер-лиги говорят, что Окладников немножечко сыроват. Я очень сильно удивляюсь, когда через какое-то время появляются игроки из Второй лиги. Если Андрей сыроват, то насколько сыроват другой энный футболист? 

Проблема нашего футбола в том, что очень много решатся в кабинетах. 

– Вы в переговорах с какими-то клубами по Окладникову?

– У нас год контракта. Мы ведем переговоры с двумя командами Премьер-лиги, но пока не достигли взаимопониманий в некоторых моментах. 

Пока Андрей в «Енисее» достаточно неплохо себя чувствует, забивает в товарищеских играх, после ухода многих звезд команды стал штатным пенальтистом. На него рассчитывают. Он будет одним из лидеров в новом сезоне. Не загадываем пока. Трансферное окно большое. 

– По поводу сыроватости говорят топ-клубы?

– В том числе, да. Топ-клубы говорят, что это игрок второй восьмерки, а команды второй восьмерки говорят, что он сыроват, и хотят понаблюдать за ним. Большой ажиотаж был в кубковое время. В каждой кубковой игре он забивал. Подходы были к нам, переговоры.

– Кто обращался?

– «Оренбург». На тот момент мы считали, что переговоры невозможны. Потому что клуб не гарантировал место в РПЛ, хоть и шел первым. И с каким скрипом туда вошел. Может, потом и клуб расхотел. Но к этому вопросу мы больше не возвращались. 

Никита Семенюк

Никита Семенюк

– С московскими клубами общались?

– Да, со всеми. Кто-то не торопится, потому что хочет взять качественного легионера, кто-то считает, что Андрей не подходит под стиль футбола команды. Кто-то считает его [игроком] недостаточного уровня. 

Андрею 22 года. Ему важно постоянно получать игровую практику и забивать голы. Это его основная работа. Спрос будет на него – 100%. 

– Что отвечал Каттани по Окладникову?

– Есть Соболев и Николсон. Андрей в ту же позицию смотрится, но третий не нужен. Хочется более маленького вариативного форварда под таких гренадеров. На эту позицию есть Промес.

– Не боитесь застрять в «Енисее»?

– Есть такое понятие – передержать. Футболиста нужно всегда продавать и покупать вовремя. Пример из Европы – Белотти. Когда он был лучшим бомбардиром чемпионата Италии, «Ювентус» предлагал 100 миллионов евро. Для «Торино» это очень большие деньги. Но из-за того, что это соперник по дерби, из одного города, плюс где-то жадность. В итоге сейчас футболист стоит 25-30 миллионов евро, но особо никому не нужен. 

На российском рынке ценники на наших игроков слишком перегреты. Смягчился лимит на легионеров, и эти легионеры стали уезжать. Соответственно, российские игроки стали в открытом доступе. 

По рынку и логике цены должна были упасть. Но сейчас не лучшая финансовая ситуация из-за западных санкций, и цены, наоборот, растут. Это как бы неправильно. И из-за этого не будет громких трансферов игроков сборной в другие клубы. 

– Тебя расстраивает уровень чемпионата России?

– Уровень чемпионата России из года в год падает. Увеличивается с точки зрения качества футбола гегемония Зенита. Он проводит качественную трансферную политику. У него достаточно финансовых средств. В клубе не могли предугадать, что уйдут центральнее защитники и придется играть в центре обороны с Нуралы Алипом. Для команды уровня «Зенита» эту позицию он беспроблемно закрыл. 

В остальных командах трансферная политика непонятна. Уровень чемпионата настолько падает, что игрок из фарм-клуба «Монако» Вильсон Изидор и футболист со второй лиги Франции Алексис Бека-Бека через три-пять месяцев становятся чуть ли не лидерами «Локомотива» и звездами чемпионата России. Это говорит об уровне чемпионата. 

Можно привезти молодого паренька со второй лиги Франции, он будет здесь зажигать и фестивалить, а наши молодые ребята так не могут. Это неплохие футболисты: они выходят на поле и доказывают. 

Если раньше в «Зенит» приезжали футболисты уровня Халка, Витселя, с ними многие бились на равных. А «Зенит» выигрывал в группе ЛЧ шесть матчей из шести. Все равно Питеру было не так просто выиграть чемпионат России. А сейчас «Спартак» 25-30 минут огрызается, а потом «Зенит» его просто не чувствует. 

– Ты наверху сказал про Гаранина. У тебя к нему претензии, что он не забирает к себе Окладникова?

– Нет, претензий нет. Он хорошо знает, как использовать Андрея. Гаранин ему место на поле и нашел. Окладников раскрылся в схеме Гаранина, был успешен и приносил очки. 

Я действительно считал, когда Вадим Вячеславович сменит клубную прописку, Андрей будет одним из первых футболистов в его шорт-листе в «Сочи. Но Гаранин посчитал, что нужны более готовые футболисты для команды, которая в прошлом году заняла второе место.

Когда мы только начали работать с Андреем, и Гаранин пришел в «Енисей», через какое-то время была от него обратная связь: «Андрею нужно идти в Премьер-лигу. В 22 года нужно делать качественный рывок. Тут главное не передержать». 

– Ты помогал Леону Классену из «Спартака». Как?

– Помогали с российским паспортом. Когда он в первый раз вызывался в молодежную сборную к Галактионову, он не мог туда попасть. Тот российский паспорт был просрочен, а чтобы вызываться в сборную, нужен действительный паспорт. 

В ускоренном режиме Леон прилетал в Питер, в ускоренном режиме мы сдавали документы, чтобы успеть на сбор команды. В итоге успели. Он вышел с Литвой на 15-20 минут. Так Классен появился на радарах российского футбольного рынка. И мы достаточно часто обсуждали с его отцом, как игрок должен развиваться на нашем рынке. Отец с нами соглашался. 

У Леона был агент-немец, который помогал ему перейти в «Тироль». Когда пришло предложение от Каттани, они осуществили трансфер без нас. Мы узнали об этом переходе из СМИ. 

– Какая реакция?

– Если бы у нас не было никаких для него вариантов, может быть, это было бы совсем безболезненно. А у нас был вариант с другой командой Премьер-лиги. Не могу ее назвать, но это топ-клуб с меньшим давлением. 

Моя позиция была такой: Леону сразу, со вскока, прийти в российский чемпионат, а именно в «Спартак», встать на рельсы и побежать будет очень сложно. Я говорил, что нужно по-другому. Мои аргументы не были услышаны. К тому моменту Классен находился на стадии подписания бумаг со «Спартаком». 

– Ваши договоренности с Классеном были на бумаге?

– Нет. Мы работали на полном доверии с отцом. 

Никита Семенюк

Никита Семенюк

– Леон – ментально сильный футболист?

– Человек пожил в Европе, поэтому ментальность отличается от российской. В свое время он поступил очень сильно: отказался играть от сборной Германии своего возраста. Классен хочет выступать за Россию. Потом в Германии у него были проблемы.

– Какие?

– Когда он это озвучил, перестал попадать в состав в «Мюнхена-1860». Команды второй и третьей лиг воспитывают для молодежных сборных футболистов по конкретным позициям. Классен был одним из кандидатов в молодежку на позицию левого защитника. Когда он озвучил это, пошли проблемы.

– С какого момента вы с игроком?

– Когда он доигрывал в Мюнхене последние полгода, мы пытались найти ему клуб в России. У нас было общение с «Динамо». 

Кстати, был забавный момент. Мы предложили игрока в клуб, нам сказали: «Подумаем». В этот же день отцу Леона позвонил агент Андрея Воронина: «Я могу вас завести в «Динамо». Вас лично хочет Андрей Воронин». Когда ему ответили, что есть общение с другим агентом из России, интерес пропал от слова совсем. 

Немецкий агент Леона помог перейти ему в австрийский «Тироль». Классен сделал качественный рывок, он играл 100% игрового времени, был на тот момент в лиге вторым ассистентом, играя левого защитника. Команда шла третьей-четвертой с конца. Достаточно неплохо. 

Мы были немножечко расстроены – мы обсуждали другое. Но я могу понять отца: это было решение Леона. Как он может его оспорить? На этом мы разошлись.

– В «Динамо» ты предлагал европейцев? 

– Предлагали Паулиньо из «Спортинга», но не нашли никакой заинтересованности. 

Наверное, пугала его трансферная стоимость. В 29 лет он стоил 18 миллионов евро. Это очень много. В 2021 году «Спортинг» купил его из «Браги» за 16 миллионов. Мы и для ЦСКА его рассматривали. 

В сезоне-2021/22 за шесть матчей ЛЧ в группе Паулиньо забил четыре, в чемпионате забил семь, три голевые отдал. Был в хорошем тонусе, на коне. 

От «Динамо» мы не нашли интереса, а ЦСКА предложил взять его в аренду. Но в «Спортинге» нам ответили: «Это несерьезный разговор. Такой футболист требует покупки». 

– Почему ЦСКА любит аренды?

– Это экономия денежных средств. Сказывается покупка Адольфо Гайча. 

Он был куплен во времена пандемии, не отработал и десятой части тех денег, которые были за него заплачены. Из трансферного окна в трансферное окно он добавляет головной боли руководителям ЦСКА – что с ним делать? Это тотальная, большая ошибка. Теперь приняли решение брать игроков в аренду. 

– Почему к селекции ЦСКА предвзятое отношение? Такое негативное.

– То, как видят футбол человек из клуба и агентской среды, – это два разных момента. Если сходятся, сделка получается. В большинстве – не сходится. 

Для примера. В 2021 году «Спартак» искал футболиста на позиции правого защитника. Мы предлагали Милана Гайича, который сейчас в ЦСКА. Тогдашний спортдир Попов сказал: «Это не уровень «Спартака». Я задался вопросом: «А что за уровень тогда у «Спартака»?» 

Через две недели клуб играл с «Бенфикой» – двухматчевое противостояние в ЛЧ. По сути, «Бенфика» 180 минут возила «Спартак». Не особо напрягаясь, за две игры положила четыре. Я тогда подумал: «Может быть, действительно он футболист не уровня «Спартака», а чуть повыше». 

По-моему, и в ЦСКА мы тоже предлагали Гайича. Тогда он был неинтересен, а сейчас пришел свободным агентом. Может быть, тогда не хотели платить за него деньги. Не знаю. Это останется в кабинетах.

– В это окно авторизация была у агентства Марата Хинчагова Ultimate Sports?

– Думаю, был контакт с агентом. Может быть, у них более тесные взаимоотношения с ЦСКА. Количество футболистов, которые заходят в клуб из этого агентства, впечатляет. Либо агентство осуществляет качественный скаутинг, либо имеет добрые партнерские отношения. 

– Ребята не захотят, чтобы о них думали, что они агентство ЦСКА. 

– Ну, правильно. Никто так не хочет. Но если по фактам смотреть, так и есть. Никто не знает, на каком уровне это работает. Действительно, может быть, они ведут полугодовую тщательную работу, предлагают на каждую позицию пять-шесть футболистов, я этого не знаю. Сложно ответить на твой вопрос. Но проводится работа, и в итоге у агентства получается заводить футболистов в такой большой клуб, как ЦСКА.

– Это зависть?

– Нет, это успех. На это можно равняться. Было бы неплохо попробовать где-то так же поработать с точки зрения качественного подбора футболистов и решения задач. Но футболисты, которые пришли в ЦСКА в прошлом году, итоговую задачу так и не решили. 

Никита Семенюк

Никита Семенюк

– Тебя не смущает, что несостоявшихся сделок у тебя больше, чем состоявшихся?

– Это нормальный процесс. Несостоявшихся сделок будет больше, чем состоявшихся. Чисто гипотетически: по одному и тому же футболисту ты можешь разговаривать с пятью-шестью командами. Договариваешься с одной, поэтому только 1/6 часть состоявшихся. 

Несостоявшиеся сделки – тоже опыт. Главное работать над ошибками, понять, почему не получилось. Например, предлагаешь футболиста в определенную команду, после общения со спортивным директором и тренером узнаешь их философию, как будут играть в будущем сезоне, действительно понимаешь, что футболист не подойдет под их стиль.

– Что тебе дает работа с Алексеем Сафоновым?

– Человеку, который только зашел в футбол, это дает опыт, возможность больше слушать, чем говорить, совершать ошибки, иметь возможность спросить, переспросить и минимизировать потери.

– Кроме кабинетов, что тебе еще не нравится в нашем футболе?

– Мне не нравится, что люди не учатся и не совершенствуются, наступают на одни и те же грабли. 

Иностранцы один за другим уезжают, есть соответствующий документ ФИФА. Кто-то по-нормальному, кто-то не очень. И все равно команды ищут усиление за границей. Теперь будем осваивать парагвайский, уругвайский, латиноамериканские рынки? Для чего нам это нужно? Непонятно. Лучше дать шанс своим – молодым. Пусть уровень чемпионата чуть упадет, но через год-два кто-то из них вырастет в качественных игроков.

Агент Воронина уже ответил Семенюку насчет Классена в «Динамо»: «Я никогда никого не завожу»

«Фиорентина» предлагает кэш Кокорину за разрыв, Роналду готов уйти в аренду. Топ-5 трансферов дня 

Больше интересного о спорте – в нашем блоге на Яндекс.Дзене  

logo
Приветственный бонусдо 16 000 ₽
ЗАБРАТЬ БОНУС
BK icon
Читайте также
Все новости

Сетевое издание «Евроставка» (Учредитель - ООО «Евроставка»).
Главный редактор - Акманцев М.А.
Свидетельство о регистрации СМИ № ЭЛ № ФС 77 - 79344. Выдано Роскомнадзором 09 октября 2020 года.

©2024 Eurostavka
Designed by Flatstudio