Как в Англии праздновали Рождество во время Второй мировой войны.
Английский футбол пропитан традициями и памятью о трушном прошлом. Самый знаменитый обычай АПЛ – Boxing Day. В конце декабря-начале января клубы устраивают марафон из матчей, чтобы еще сильнее скрасить новогодние выходные. Игры в праздники устраивают еще с XIX века и не останавливали даже во время мировых войн.
Рождество 1940-го Европа встретила в разгар войны, которая длилась уже больше года. В декабре того года Англия проводила успешную кампанию в Африке: выгнала итальянские войска из Египта и постепенно расчищала север Черного континента от фашистов.
Правда, в тот же период проходила самая массовая бомбардировка немцами Великобритании — бомбардировка «Блиц» длилась с сентября 1940-го по май следующего года и унесла жизни 40 тысяч англичан.
Мирные люди подходили к самому светлому празднику года в постоянном ожидании опасности и с неутихающим страхом за жизнь и близких. Но даже в таких условиях на островах не переставали играть в футбол и все так же чтили традиции матчей на Рождество.
Английские фанаты
На Рождество 1940-го «Брайтону» предстоял выездной матч с «Норвичем». Игры шестилетнего военного периода носили турнирный характер, но считались товарищескими, ведь условия сильно изменились. Игроков и тренеров забирали на фронт – к апрелю 1940-го в армию вступило 629 профессиональных футболистов. 80 из ни них не вернулись.
Некоторые матчи не доигрывали из-за объявлений воздушной тревоги. Например, домашняя встреча «Брайтона» с «Саутгемптоном» продлилась всего 210 секунд, пока на портовый город не налетели люфтваффе.
Также, чтобы избежать массовых жертв, сократили количество болельщиков на стадионах. В местах эвакуаций разрешалось собираться не больше 8000 человек, в остальных – не больше 15 тысяч.
Нередко матчи отменялись из-за неявки одной из команд – выезды осуществлялись с трудом и сопровождались риском, никто не хотел попасть под бомбардировку во время телепортации из одного города в другой.
«Брайтону» достался стремный рождественский подарок – проехать почти 300 километров до Нориджа по восточному побережью, самому близкому месту к территориальной Европе. В команде нашлось лишь пять смельчаков, готовых к этому путешествию, – тренер Чарли Уэбб и четыре футболиста.
Тренер Уэбб
Остальные игроки должны были отправиться в город заранее организованной поездкой, но правительство военного времени запретило футболистам ехать. Поэтому в Норидж направилось лишь четыре футболиста.
Мужчины забились в машину и погнали на выезд. Представители «Брайтона» не имели план, как собрать необходимые 11 футболистов. Футболюги могли легко отказаться от матча, он ими двигала достойная цель – дать людям на Рождество повод отвлечься от трагичной действительности. К тому же руководство клуба сохраняло джентльменский имидж даже во время войны – «Брайтон» не пропустил ни одной из запланированных игр в период Второй мировой.
По дороге в Норидж тренер Чарли Уэбб, игрок основы Джо Уилсон и выступающие за молодежку Рой Уоттс, Чарли Чейз и Чарли Харман придумали, как набрать состав. По приезде в город мужчины раздали в местные газеты клич о поиске футболистов. В тот день в «Брайтон» набирали любого желающего.
Но даже после публикаций в газетах состав «Брайтона» разбух лишь до шести игроков – еще пять человек выдернули прямо на стадионе, куда пришло 1419 болельщиков. Среди фрешменов не было профессионалов: кузнец Смит, работяга Бартрам, превратившийся в левого защитника Пинчбек, расположившийся на противоположном краю работник фабрики Берд и некий мистер Стейси провели первый и последний профессиональный матч в жизни.
Стадион в Норидже
Кроме срочных новобранцев, в джерси «Брайтона» выскочили игрок молодежки «Норвича» Дерек Дай и футболист-любитель Джимми Ителл. Воспитанник «Болтона» Ителл после войны гонял в третьем южном дивизионе, а после вырос в тренера. Через три года после матча с «Норвичем» Джимии провел второй матч за «Брайтон», когда «чайки» снова с трудом набрали отряд на игру с «Тоттенхэмом».
Разношерстный состав «чаек» выглядел намного слабее соперника и уже к перерыву горел 0:10 – во второй тайме «Норвич» накинул гостям еще восемь мячей. «Брайтон» ни разу не забил, но представители клуба остались довольны – они выполнили свой футбольный долг и развеселили толпу.
«Все, чего я хочу на Рождество, – это поражение от «Норвича» со счетом 0:18», – иронизировал после матча тренер «Брайтона» Уэбб.
Двое из четырех игроков «чаек», встретившихся с «Норвичем», вскоре отправились на фронт. Чарли Харман в 1941 году получил диплом летчика и в 18 лет ушел на фронт. Парень утюжил на бомбардировщике Италию. Чарли вернулся домой и после войны возобновил футбольную карьеру. Чарли Чейз воевал во Франции, Палестине и Египте. Как и Харман, после Второй мировой вернулся в футбол.
Матч «Брайтона» и «Норвича» состоялся вопреки всему. Пять мужчин прочесали на машине самую опасную зону Великобритании, не встретились с партнерами по команде и сконструировали состав за несколько минут до стартового свистка. Несмотря на опасность и абсурдное положение, «чайки» подарили 1419 болельщикам светлые рождественские эмоции и на несколько часов отвлекли их от тревожащей реальности.
Текст Артема Кутейникова.