Продать «Краснодару» 3 нигерийцев за раз и поднять клуб в Болгарии. Большое интервью Тимура Дагуева

Мощные истории про Ибрагимовича, Джемба-Джемба, Ван дер Сара и Зингаревича.

Продать «Краснодару» 3 нигерийцев за раз и поднять клуб в Болгарии. Большое интервью Тимура Дагуева
Тимур Дагуев

Тимур Дагуев начинал скаутом в нальчикском «Спартаке» при Юрие Красножане. Когда приехал в Москву, устроился в спортивную редакцию «НТВ ПЛЮС». 

После медиа работал в британской консалтинговой компании Lucid и совмещал позиции помощника главного тренера и спортивного директора в датском клубе «Фремад Амагер». 

Сейчас Дагуев работает в болгарском «Ботеве». В тренерском штабе занят чуть меньше, занимается скаутингом чуть больше. В июле 2021 российский бизнесмен Антон Зингаревич купил клуб из Пловдива. До этого предприниматель владел вышеупомянутым «Фремадом» и «Редингом», где играл Павел Погребняк

В интервью для Eurostavka.ru Анар Ибрагимов узнал у Тимура Дагуева:

  • про драку в матче «Ботева» и «Зенита» с участием Дзюбы и Барриоса;
  • зачем ЦСКА летал на край света во время пика коронавируса;
  • как продать трех нигерийцев в «Краснодар» одновременно;
  • из-за чего нервничал Юрий Розанов.

О Зингаревиче, работе в Дании, Болгарии и развитии молодежи

– Почему болгарские фанаты так любят Антона Зингаревича?

– Представь: твоему любимому клубу оставался месяц до ликвидации. Он на грани банкротства. Ок, он не исчезнет никогда, но опустится в третью лигу, где будет без денег 150 лет. 

Приходит человек, который помогает, с которым ты в первые полгода спасаешься, на следующий год обыгрываешь «Левски» на выезде. «Ботев» на выезде не обыгрывал «Левски» в Софии 31 год. Команда постоянно ездила и проигрывала в гостях. А мы победили 2:1. 

Току два забил (Ганец Эммануэль Току переехал в «Ботев» из «Фремада» вместе с тренерским штабом. Тимур нашел его на ЧМ-2017 среди юношей в Индии – прим. Eurostavka.ru). Мы первый раз в истории обыграли все софийские команды: ЦСКА, «Левски», «Славия», два дерби с «Берое», дерби с «Локомотивом» из Пловдива. Мы дома сыграли 14 игр, 12 выиграли. 

Впервые за 27 лет ты занимаешь третье место и выходишь в Европу. Это все за 1,5 года существования. Какое еще отношение может быть у них к нему?

– Ты говорил с Антоном на тему, почему он покупает «Ботев» или «Фремад», а не более раскрученные бренды, как «Рединг»? 

– Ему это неинтересно. Он побыл в этой шкуре, когда ему было 28 лет. Он за полгода команду из Чемпионшипа вывел в Премьер-лигу. Ему процесс нейминга не очень интересен. Ему интереснее воспитать и развить. 

– Может, и ты, и Антон не хотите себя ассоциировать с российским футболом? Типа он некачественный?

– Да нет такого. Я смотрю много российского футбола. Мне интересно развивать и продавать. Люблю работу с молодыми игроками, люблю возиться. В России этот путь никто не поймет. 

Во-первых, есть лимит на легионеров. Ты не можешь взять футболистов со всего мира. Мне неважно: он россиянин или из Ганы, или из Кореи. Мне важно, что он молодой, интересный игрок, который может расти. Больше мне ничего неинтересно. 

На каком уровне в России ты подобное можешь сделать? Играть в Премьер-лиге и заниматься таким – риск вылететь. Хотя бы один пример мне приведи. 

– Ну, «Крылья Советов».

– Самара – другой вариант: у них только россияне, которые между собой играли в «Чертаново» 150 лет. Кто занимался тем, чтобы вся команда была молодая и было развитие? «Краснодар»? Сейчас ситуация такая. Представь этот «Краснодар» 3-4 года назад: они барахтались бы где-то внизу, они не будут в пятерке [с таким составом в те времена].

Тимур Дагуев

Тимур Дагуев

– Для таких людей, как Зингаревич или председатель наблюдательного совета «Кайрата» Боранбаев, футбол – игрушка?

– Не-не. Они, кстати, похожи в этом. Для них это страсть, жизнь. У «Кайрата» чуть другой проект был поначалу, когда он приглашал Вагнер лава, Аршавина. 

Боранбаев мне сказал на встрече (Боранбаев предлагал Дагуеву работу в «Кайрате», но Тимур отказался – прим. Eurostavka.ru), что ему некуда больше девать своих воспитанников. Они столько игроков воспитали на Казахстан, что в каждой команде лиги есть их выпускники. Им некуда в аренды их отдавать. Они даже тут команду делали, помнишь? (В 2021-2022 годах в Москве существовал одноименный фарм-клуб «Кайрата» – прим. Eurostavka.ru)

Слушай, у меня тоже есть мечта, чтобы было 15 игроков, которые играют в моих любимых европейских клубах. Представь свои ощущения! И еще у тебя есть какие-то связи с игроками, ты каждый день созваниваешься с ними. 

Я с Кунле (футболист «Краснодара» Олакунле Олусегун – прим. Eurostavka.ru) после каждой игры говорю, все игры «Краснодара» смотрю. У тебя 10-15 футболистов в топ-клубах. И ты в пятницу дома сел и посмотрел семь матчей, где твои футболисты. Вот мечта!

– Ты часто по отношению к Антону употребляешь слово «друг». Как совмещать дружбу и работу в одном месте? И как дружить так, чтобы люди не думали, что ты к нему подлизываешься?

– По поводу корыстных целей и подлизывания отвечать не буду. Что бы я ни сказал, люди будут так думать. А те, кто хорошо меня знает, понимают, что это не так. Что бы мы ни сказали, у людей будет свое мнение, а мне это до фонаря.

Совмещать непросто поначалу. Он может с тобой жестко обсудить что-то по работе, но ты это воспринимаешь так: «Это же дружба». А потом ты разграничиваешь: есть рабочие и дружеские отношения. Мы не смешиваем. Он может со мной жестко поговорить, посоветоваться, а если конец сезона или отпуск мы можем и не говорить о футболе. У нас общих тем много: от путешествий до еды. Нет каких-то проблем.

– За кого болеет Антон?

– За «Ливерпуль».

– А в России?

– «Зенит». Он же в Питере родился. Тот «Зенит» Петржелы всегда вспоминает: «Вот это клуб был!» Мы же с ним играли на сборах. 

– Ты себя видишь не в проектах Антона Зингаревича?

– Да, конечно, если это тренерские проекты.


Тимур Дагуев

Тимур Дагуев

– Что за потасовка была в конце дубайского товарняка «Зенита» и «Ботева» в январе 2022 года?

– Конец игры, мы забили второй. «Зенит» завелся. Это их последняя игра перед вылетом. На последней минуте Току между ног проверил Барриоса, убежал и пробил. 

Голкипер выбил мяч на нашу половину поля, судья смотрит в его сторону и не видит, как Барриос подошел к Току и специально наступил ему на ахилл. Это прямо передо мной. Току нагнулся и пошел на него. Они начали бодаться. 

Реда Рабей из «Ботева» подбежал и схватил Барриоса за горло: «Ты че делаешь?» 

Наш игрок Сами Супрайен подбежал. И Дзюба тоже. Два больших столкнулись. Теперь они начали толкаться. Сами говорит Дзюбе: «Пойдем выйдем туда!». Мага Оздоев подбежал, потом мы подошли. 

Я Магу успокоил, Дзюба и Сами продолжают кричать: «Пойдем выйдем! Иди сюда!» Ничего такого не могло бы быть. Антон очень хотел с ними сыграть. 

– В Россию бы приехал работать?

– Сейчас нет. Не из-за [политической] ситуации, а из-за уровня. Мне это неинтересно. Мой тренерский подход в России не нужен. 

– Какой уровень футбола в России?

– По уровню для меня – скучный. А если смотришь на результаты, то 4:0, 3:1, голы есть. На защиту «Динамо» посмотри. Или как Кунле убежал от Мампасси, тронул мяч, ткнул и на скорости убежал. Тот даже не увидел его. Уровень сильно упал.

– Российский, датский и болгарский чемпионаты – расставь от первого к третьему месту по качеству и силе.

– Дания, Россия, Болгария. Сейчас я бы Россию и Болгарию близко поставил. Если «Зенит» убрать из этой когорты, «Лудогорец» и другие российские команды  наравне. Думаю, что где-то близко. Только финансы меня пугают: такие вливания. 

Россия и Дания – это разный уровень. Там даже 10% этих бюджетов нет. У клубов второй восьмерки бюджеты 4-5 млн, которые они сами зарабатывают без инвестиций. От продаж просто в плюс работают. 

– Болгарские фанаты ярче датских?

– Конечно. У «Левски» фанаты бешеные. Драки, фаеры, полный стадион. 

Вот мы играли с ними. Там было 16 тысяч человек, стадион вмещает 18 тысяч. Наших – около полторы тысячи. Когда в перерыве мы зашли в раздевалку, фанаты выбежали на поле, потому что наши попали ракетой в них. Наши были за сеткой. Их фанаты побежали мстить. Их отцепили менты. Представь: это два сектора за воротами. И они через все поле побежали. А ракета попала в другую трибуну. У нас на стадионе для наших «Бультрас» и гостевых фанатов клетка как октагон, везде закрыта, даже сверху. Это за воротами.

Тимур Дагуев

Тимур Дагуев

О тяжелом просмотре ЦСКА игрока из Дании, менталитете африканцев и продаже в «Краснодар» трех нигерийцев

– Что тебя еще поразило в Болгарии?

– Менталитет местных футболистов. Настолько техничные футболисты, но 90% на максимум не работают. Они довольны тем, что есть. All in никто не идет. Ментальность мы меняли долго.

– Как меняли?

– Примерами. К нам приехал защитник Сами. 200 игр в Лиге 1, 120 игр в Серии А. Он наш лидер. Видел «Сан-Сиро», «Ювентус Стэдиум». Или Току. За четыре года с нами он не пропустил ни одну игру – ни по карточкам, ни по травмам. Он и тренировки не пропускает. Просто робот. Что говоришь ему, то и делает. 

– За Току до сих пор очередь?

– Думаю, мы зимой продадим. Он это понимает: [недавно] в первый раз сам начал об этом говорить. До этого: «Нет-нет, хочу с тренером этим работать, надо это подтянуть, то подтянуть». 

– Когда ЦСКА приезжал в Данию смотреть Току, это было прощупывание?

– Да, прощупывание. Тогда же никто не ездил. Корона была. Прямо пик. Если не так интересно было бы, вряд ли они на выезд приехали бы. Ты просто не понимаешь, где мы играли. Это такая жопа! Самый север: снег, дождь, даже птицы не летают, коронавирус. Болельщиков не было. 

– От ЦСКА фидбек получили?

– Я знаю, что на столе он был, но чтобы нам звонили – [нет,] ничего не было.

– Какой сейчас у него ценник?

– В районе 2,5 [млн евро]. 

Тимур Дагуев

Тимур Дагуев

– Последняя фотка Току в соцсетях: он на фоне красного «Мерседеса» в модных кроссах. Темнокожие такие же понторезы, как наши?

– Не-не, вообще скромные. Это в Африке у него. 90% зарплаты он отправляет домой семье, а сам в Болгарии живет на две тысячи [евро]. Есть разные. Кто-то три копейки получает, но одевается и понтуется так, хотя сыграл три игры в жизни.

Есть история. Во «Фремаде» у меня был тренер вратарей, который всю жизнь просидел под Шмейхелем. Йеспер играл в «Копенгагене», «Вольфсбурге». Он рассказывал про Джемба-Джемба. Он большая звезда. Когда он играл в «Оденсе», творил такие вещи, что никто не мог это объяснить. Клуб снимал ему четырехкомнатную хату, он жил один. 

Однажды владелец пришел проверить квартиру. Заходит, чувствует запах какой-то в доме. Футболист весь мусор брал и забрасывал в одну комнату. Хозяин заходит и видит всю комнату в этом. 

Игроков, которые состоялись, их тяжело поменять. А у нас молодые. Мы и Кунле много меняли. Кто хочет чему-то научиться, они впитывают. Есть игроки-африканцы, у которых нет образования, но у них мозг работает нереально. 

– Проблемы российских футболистов схожи с иностранными?

– Нет. Возьмем нашего защитника Сами. Ему 33 года. Он приехал в «Ботев» доигрывать контракт, в жизни все видел, поиграл на высоком уровне. С ним не то чтобы не было проблем, он выполняет от и до. Как пахан для молодых игроков. Тот типаж футболиста, который любой тренер в мире хотел бы иметь. Я не встречал персону круче, чем он. Европейцев таких много. От возраста не зависит. Нашим сильно мешает лимит. Как бы это заезжено ни было. Когда любой молодой игрок ни к чему стремится, сколько таких примеров? Миллион. 

– Ты с Нальчика, хоть и сам осетин. Ты видел футболистов, которым очень мешали рамки и традиции?

– Не традиции, а широта взглядов. В моем понимании, куда ты ни приехал, свои традиции должен блюсти. Не на показ, а грубо говоря, дома. Когда я приезжал в другую страну, уважал их традиции, а не навязывал свои. В этом плане у людей есть определенные проблемы.

У нас во «Фремаде» был один нигериец. Он три года играл, но в клубе ничего не ел. Он ел только свою кухню. Он не мог питаться европейской. Он приходил домой и готовил. Мы попросили показать, чем он питается из африканского, исключили некоторые блюда. Человек не ел бы вообще. Откуда бы он силы брал? 

Питание для нас важно. В Болгарии наши игроки едят на базе. У нас шеф-повар «Ботева» – шеф-повар сборной Болгарии. Проблема только в том, когда играет сборная, он уезжает на 10 дней. Лучший повар в стране. 

– Футболисты на базе живут?

– Только два молодых живут на базе. База - это поля, тренировочный комплекс и отель. Там они едят, плюс живет академия. 

Первый этаж – это офис и администрация, а третий этаж - только первая команда. Туда никто не имеет право заезжать. У каждого есть своя комната. Наш тренерский штаб живет на базе. 

Когда мы приехали в Болгарию, клуб шел на последнем месте, атмосфера была ужас. «Ботев» – это [как для России] ЦСКА. Представь: ЦСКА – на последнем месте! Мы приняли решение, что будем 24 часа на базе, пока не исправим ситуацию. В итоге исправили. Все привыкли и остались. 

– Почему вы ушли из «Фремада» в первом дивизионе Дании в «Ботев»?

– Появился вариант лучше. «Ботев» сильнее по всему: строится новый стадион на 20 тысяч, фанатская база, продажа игроков, экономический подход, близкий шанс попасть в Европу. С этими игроками и нашим подходом работы мы понимали, что будем где-то рядом.

– Кто купил клуб? 

– Сначала американцы, потом датчане. 

– Почему клуб гуляет из рук в руки?

– По-моему, американцы обещали какие-то гарантии, не выполнили их. И датчане забрали себе.

– Как вы продали в «Краснодар» одновременно трех нигерийцев – Олакунле Олусегун, Джонатан Окоронкво, Ифеани Ндука?

 – Во всем этом большая заслуга моего товарища, президента «Висты» Тиграна Мкртчяна (российский клуб из Геленджика, который занимается поиском и развитием талантов – даже в Африке – прим. Eurostavka.ru). Он проделал и проделывает невероятно крутую работу по воспитанию этих ребят. 

Представь, они сделали из любителей игроков уровня российской Премьер-лиги. Я ему очень благодарен. Его вклад огромен. Я надеюсь, что мы продолжим с ним сотрудничать и брать игроков из этой академии и университета. 

Наш тренерский штаб с собой забрал Току, Реда, Кевина Янссона и Кунле. Мы еще не понимали, сможет ли он играть в основе «Ботева». Во «Фремаде» Олусегун начал постоянно играть под конец нашего пребывания там. Было понимание, что мы уйдем, этих игроков заберем, а он будет все игры играть в основе. У нас была договоренность с новыми владельцами, что «Ботев» его заберет попозже. 

Джонатана и Ндуку мы знали давно. Они подрастали вместе, были на год или полтора младше Кунле. Они не могли нигде играть из-за возраста. Мы хотели их забрать из «Висты» сразу, когда они выпустятся. 

Представь: бросить Кунле в пекло, где ты борешься за выживание в премьер-лиге Болгарии, не очень правильно по отношению к нему и опасно для нас. Мы спаслись от вылета и вернулись к этим разговорам по Кунле. К этому моменту Джонатан и Ндука достигли возраста: тоже хотели их забрать. Реда подходил ко мне: «Давай Кунле! Когда Кунле? Он разорвет эту лигу вообще». Игроки хотели его сильно. В итоге – подписали.

Тимур Дагуев

Тимур Дагуев

– А «Краснодар»?

– «Краснодар» не знал об этом. Он начал обращаться во «Фремад» по Кунле и в «Висту» по Джонатану. В конечном счете, представители клуба пришли к нам. Трансфер внутри одного окна два раза делать нельзя. Был вариант только с арендой. Российская команда взяла их в аренду. 

Мы сразу договорились о праве выкупа, цены обговорили сразу. Может быть, к нашему сожалению. Они перешли, началась спецоперация, их перевели в первую команду. Игроки начали играть, их цена уже другая. Они заиграли. 

После Джонатана и Кунле «Краснодар» узнал и про Ндука: «Давайте мы его тоже возьмем в аренду в Краснодар-2». Им нужны были игроки: за выживание же боролись, они хотели повысить уровень. Плюс молодые иностранцы в команде, которые видят футбол по-другому. 

По их решению, Кунле тренировался с первой, а играл за вторую. Сторожук очень их хотел. Когда его назначили в первую команду, он надавил по поводу покупки: «Они у меня будут играть». 

Топовая байка экс-капитана Швеции Улофа Мельберга про Ван дер Сара, безумец Ибрагимович и картежник Юрий Розанов

– Гилерме Варела мне в интервью говорил, что в России инфраструктура лучше в Дании. Правда?

– 100%. В Дании мы каждый год бились за выход в Премьер-лигу с «Виборгом». Однажды я с их тренером подрался. Ну как подрался, потолкались в подтрибунном помещении. Мы проиграли на выезде. Он был чуть старше на 2-3 года. Этот тренер проделал крутую работу, клуб шел на первом месте, а он ушел в «Копенгаген» помощником главного тренера. Мой тренер вратарей во «Фремаде» был в хороших отношениях с ним, они приехали к нам, и мы подружились. После он уезжает в Копенгаген, мы – в Болгарию. Связи особо не было. 

В Лиге конференций в последнем раунде играют между собой «Локомотив» и Копенгаген. Датчане приезжают на вторую игру в Пловдив за день до игры. Нам звонят из клуба: «Мы играем с «Локомотивом». Нам надо потренироваться. Можно у вас на базе?» У «Ботева» лучшая база в Болгарии. Она стала лучшим спортивным сооружением в Болгарии в 7-8 лет назад. Клуб с клубом договорились. У нас выходной в середине недели, мы с тренером выезжаем с базы в город выпить кофе. Выходим и встречаемся с этим тренером. Они приехали посмотреть объект. Он был в шоке. Нигде такого нет. В Копенгагене все простенько, зал, административка. А ты про Россию говоришь. Но при этом видишь, как работают. «Норшелланн» каждый год продает игроков за 20 миллионов, а тренируется там, где и играют, - на стадионе. Есть стадион, внутри - отель, столовая, поле - убитое, искусственное. 

– Ты работал во «Фремеде» с Улофом Мелбергом [экс-кэп сборной Швеции, играл в «Астон Вилле» и «Ювентусе»]. Чем он запомнился?

– Есть крутая история с его уст. Мы сидели в тренерской сидели, говорили про давление на футболистов от болельщиков. И он начал кипеть: «На кого давят? Мы на каком уровне тут играем? Знаете, как на меня давили?» 

Он начинает рассказывать про Евро-2004, четвертьфинал Швеция – Голландия, серия пенальти. «Представь, какой у меня опыт? «Астон Вилла», «Ювентус». Я столько всего видел. Иду бить последний пенальти в серии. За этот путь от центрального круга до точки у меня ноги стали ватные. Картинка такая: мяч, ворота и просто оранжевая стена. Все меня убивают, что-то мне показывают, я не могу туда не смотреть. Единственный раз я посмотрел на Ван дер Сара, ворота были мизерные, а Эдвин вот такой [огромный]. Я просто ударил, как будто пас ему отдал, покатил. И мы вылетели. Вот это давление. Я дня три не спал после этого».

– Что он про Златана говорил?

– Улоф близко с ним дружит. Златан - ненормальный, боец до мозга костей. Я не знал, что падл-центры в Швеции запустил Ибрагимович. У него еще по всей Скандинавии крутая витаминная вода. Такой крутой бизнесмен. Он не умеет проигрывать ни на тренировках, ни в картах, может все разбить и уйти. 

– Мне рассказывали про Юрия Розанова, что он тоже не умел проигрывать в карты. 

– Это правда. У него стол был по центру комнаты, как островок выпирал. Он играл в онлайн-шахматы на компьютере. Розанов экран и три телевизора видел одновременно. Когда у него дела идут хреново, ты понимал это. Он курил же много, брал зажигалку и просто тыщ-тыщ-тыщ раз 600 мог сделать. Все знали, что херовая ситуация в шахматах. А потом после проигрыша он говорил: «Идем курить».

«Считал клуб недостойным, отказался от 2 млн евро». «Бешикташ» звал Дзюбу – Артём не взял трубку 

Лахтер – о Миранчуке в «Торино»: «Уже не осталось людей, верящих в пургу, что он – топ-футболист»

Больше интересного о спорте – в нашем телеграм-канале 

logo
Приветственный бонусдо 16 000 ₽
ЗАБРАТЬ БОНУС
BK icon
Читайте также
Все новости

Сетевое издание «Евроставка» (Учредитель - ООО «Евроставка»).
Главный редактор - Акманцев М.А.
Свидетельство о регистрации СМИ № ЭЛ № ФС 77 - 79344. Выдано Роскомнадзором 09 октября 2020 года.

©2024 Eurostavka
Designed by Flatstudio