Лоис Опенда – новая надежда сборной Бельгии. Форвард тяжело шел к звездному статусу: провел год в больнице, остался без отца и голодал, так что забивал после перекуса бургером. Ключевым персонажем в жизни страйкера оказалась мама, которая пахала на двух работах, чтобы обеспечить семью, а затем переехала по первому зову сына.
Февраль 2000 года – один из самых загадочных месяцев в жизни врачей из Рокура, одном из районов бельгийского Льежа. К медикам поступил младенец с необычной проблемой: не работал надгортанник, подвижный хрящ, который не дает пище попасть в дыхательные пути.
К трудностям с едой добавилось дыхание. Малыш родился астматиком. Если слабые легкие можно было оставить нетронутыми, то надгортанник не заработал бы без операции. За сутки до процедуры хирург назначил финальное обследование.
«Убежден: меня исцелил Бог. Так же считает и мама. Не дал бы это интервью без подарка свыше, который получил во младенчестве», – рассказывал Лоис Опенда в 2020-м. Спустя 22 года после чуда форвард попал в заявку сборной Бельгии на Чемпионат мира.
Опенда родился в Льеже, в семье марокканки и конголезца. Первый год жизни Лоис провел в больнице. Будущий футболист страдал от респираторных болезней, в том числе бронхиалита. Но главной проблемой в жизни ребенка оставался надгортанник.
Врачи долго не верили в финальное обследование перед операцией. Услуги хирурга вдруг оказались ненужными. Надгортанник заработал сам по себе. Несмотря на чудо, маму Опенда предупредили: у сына нет шансов в профессиональном спорте. Медики считали, что потолком для Лоиса станут кроссы на 20 метров.
Вскоре после выписки младенца семья Опенда переехала в Анс, коммуну внутри Льежа. Вслед за сменой локации Лоис потерял контакт с отцом – тот бросил жену Мариам с четырьмя детьми. Роль папы отошла к старшему брату будущего футболиста Джоди.
«Я всегда делала все, чтобы защитить детей от нищеты», – делилась Мариам в августе.
«Маме было трудно растить нас в одиночку. К счастью, ей помогал Джоди. Вместе они сделали меня хорошим человеком, для радости которого достаточно лишь одного – стука футбольного мяча», – рассказывал Опенда в 2019-м.
Лоис Опенда и его мама и Мариам
Лоиса не беспокоило мнение врачей: пацан с детства погрузился в футбол. Мариам каждый раз брала сына в магазин, чтобы тот тренировал вокруг нее воображаемые обводки.
Страсть Опенда заметил учитель из школы в Ансе. Педагог так сильно впечатлился пареньком, что умолял Мариам отдать сына на тренировки, тем более что сам ассистировал местному молодежному клубу. «Только если вы сами довезете Лоиса до дома. Я не смогу из-за работы», – ответила марокканка, которая ради детей пахала на бельгийских железных дорогах.
Школьный учитель привел Опенда в клуб «Патро-Оте». Лоис шустро пробился по спортивной лестнице. В 16:00 паренек тренировался в своей возрастной категории, а спустя два часа залетал на занятия к коллегам постарше.
Опенда сразу занял позицию страйкера. «Перед матчами Лоис подходил к гостям местного бара и спрашивал, сколько голов ему забить. Выполнял челлендж, если взамен обещали два пакета чипсов и бутылку Fanta», – вспоминает Мариам любимое развлечение сына. Мама посетила игру форварда лишь однажды: заметила, как сильно он смущается из-за родного человека на трибуне, и решила оставить в покое.
Лоис Опенда, его его родители и брат с сестрой
Мариам с трудом справлялась с денежными трудностями. Работы на железной дороге не хватало, чтобы прокормить семью. Однажды Лоис приехал на матч молодежки с пустым желудком – пропустил и завтрак, и обед. В перерыве команда Опенда горела 0:2. Тренер срочно выписал страйкеру пять евро на гамбургер. Нападающий перекусил, вкрутил хет-трик и выбил победу – 3:2.
Фабрис Кристаллини, который тренировал Опенда до 14 лет, убежден: трудное детство воспитало в страйкере жажду побед. Карьера Лоиса и правда летела в гору. Со второго раза форвард пролез в молодежку льежского «Стандарта». Мариам не поспевает за успехами сына и заступает на вторую работу – официантом. Светлое время суток мать футболиста проводит на железной дороге. Темное – в ресторане. Зато сын получает джерси Дидье Дрогба, любимого футболиста детства.
В 2015 году Опенда перехватывает «Брюгге». Форвард уезжает за 200 км от Льежа, где остается семья, и попадает в школу-интернат. В непривычных условиях Лоис слетел с тормозов. Мариам рассказывала, что не узнавала сына после отъезда, и винила в проблеме языковой барьер. При этом мать нападающего подчеркивала, что клуб пошел навстречу проблемному янгстеру: например, переселил в гостиницу, откуда водитель каждый день доставлял страйкера на уроки и тренировки.
На выходные Опенда возвращался в Льеж. Из личных вещей Лоис перевозил одну лишь приставку, а бутсы таскал в мешках для мусора – денег на сумки не хватало. Страйкер так сильно скучал по дому, что иногда сваливал из Брюгге вечером, заскакивал домой на полчаса и ближайшим поездом возвращался обратно.
Опенда забыл о стеснениях. В очередном звонке домой Лоис попросил маму приехать на игру. «До этого разговора я не понимала, как много футбол значит для моего сына», – признается Мариам.
Мама Опенда не выносила трудности, с которыми столкнулся ее сын. Она пошла на предельно резкое решение и переехала в Брюгге, только чтобы жить возле Лоиса. Релокация семьи совпала с самым жестким этапом в карьере страйкера – продвижением в команду U-21.
Стэн Фрэнсис, агент Опенда, вспоминал, что в новой возрастной категории его клиент утратил радость от футбола. В «Брюгге» U-21 тренеры следили не только за голами, с которыми у форварда был порядок, но и за ускорениями, прессингом, другими параметрами. Лоис не соглашался с новыми требованиями.
Опенда воевал с коучами. Форварда возвращали в команду U-18 – в качестве наказания. Лоис задумался: не бросить ли «Брюгге» ради камбэка в «Стандард»? Остановили два человека: Свен Вермант, тренер в ростере U-21, и агент Фрэнсис.
«Опенда столкнулся с самым трудным отрезком карьеры. Лоис оборвал все связи с окружающими, но совсем изменил подход к делу. Именно тогда я впервые услышал от него статистику по тренировкам: пробег и число спринтов», – вспоминает Стэн.
Лоис Опенда на ЧМ-2022
Пахота в «Брюгге» U-21 подвела Опенда ко взрывному росту. Лоис дважды съездил в аренду в «Витесс», где настрелял 29 мячей в Эредивизи, а летом 2021-го перебрался на полный контракт с «Ланс». Статистика форварда в Лиге 1 – 7 голов в 15 матчах.
По трансферу в «Ланс» Опенда консультировался с братьями Азар и Тьерри Анри. Бельгийцы не просто так поддерживают связь с янгстером: в Лоисе видят нового таланта поколения, которого Роберто Мартинес сравнивает с Джейми Варди.
Может, Опенда и вырос как футболист, но зависеть от матери не перестал. «У Лоиса особенный взгляд – не такой, как у других детей. Он постоянно звонит и спрашивает совета перед важными решениями», – рассказывает Мариам. Марокканка уверена: причина – в медицинском испытании, которое она прошла вместе с сыном.
Текст Сурена Аванесьяна.